Перейти к содержимому

АУКЦИОН — ФОРУМ АНТИКВАРИАТА
И ВОЕННОЙ ИСТОРИИ














 


Р-5 под Москвой

самолет Р-5 Москва пилот место падения Истра

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 25

#1 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 13:52

Доброго дня, уважаемые форумчане.

75 лет назад в воздушном бою битвы под Москвой произошла история, которой мы заинтересовались и и восстановили ход событий. Полагаю, она будет интересна поисковому сообществу.

 

История одной фотографии, или на Западном фронте без перемен

 

 

Все началось с фотографии, которую мне прислал коллега, один из форумчан, интересующийся военной историей. Снимок из фотоальбома 10-й танковой дивизии Вермахта, которая наступала на московском направлении осенью-зимой 1941-го. На фото – разбитый многоцелевой биплан Р-5 со звездой, лежащий на ледяной глади, а позади, на косогоре, церквушка с колокольней.

Передняя часть самолета с двигателем находились подо льдом, а значит, и экипаж мог там остаться. Главное, было подписано название деревни – Бужарово, расположенное недалеко от Истры. Части 10-й танковой дивизии заняли деревню утром 26-го ноября 1941, оставив её с боями спустя 23 дня – 17-го декабря под напором 49 отдельной стрелковой бригады и  18 стрелковой дивизии народного ополчения. Снимок был сделан в эти три недели.

 

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 7

#2 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 13:54

Спустя ровно 70 лет после падения самолета, в декабре 2011-го, мы с коллегами решили проверить легенду и найти место падения самолета. Кто знает, может крылатая машина так и ждет нас эти годы в речном омуте?.. Поля припорошены снежком, мороз и солнце – как сказал классик. После недолгих прогулок и сравнения натуры  и фото, находим искомое место на правом берегу реки Истры

Увы, красивое место на речной террасе стало местом летних пикников отдыхающих – пивные банки, бутылки и бытовой мусор. В очередной раз посетовав на помойки дачников, расчехлили детекторы в надежде найти доказательства падения самолета, а если повезет – и номерную деталь с него. Увы – ржавые банки, водочные пробки–бескозырки и прочий  хлам стали нашими «находками».  Но главное, прямо на месте падения через реку проходит тракторный брод, глубиной по колено, а значит ни двигателя, ни крупных остатков каркаса в реке, скорее всего не осталось.

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 7

#3 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:00

Со спокойной душой мы засобирались на проверку следующей «авиа-точки», но внимание привлек небольшой покосившийся домик с пушистой кошкой на завалинке, выглядевший архаично на фоне особняков и джипов. Навстречу мне с трудом вышла старенькая женщина, которая заплакала, услышав вопрос про сбитый советский самолет.

 

Клавдии Андрееве Баклановой в 41-м было одиннадцать лет, и самолет у реки она помнит хорошо, хоть и не видела самого падения. В деревне, по ее словам, было множество трупов и немцев, и красноармейцев, но тел возле самолета не было, как нет поблизости и могил летчиков. Клавдия Андреевна рассказала, что мотор и крупные детали быстро увезли, но дети все равно бегали туда в поисках блестящих обломков – игрушек-то не было… Место, которое мы нашли по фотографии, точно совпадало с ее описанием.

 

 

В результате разведки на местности мы выяснили, что самолета на дне реки нет, как не было погибших летчиков на месте падения.

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 7

#4 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:03

Через некоторое время нашему другу удалось найти в сводках 26-го зенитного дивизиона (II./Flak.Abt.26) упоминание о сбитом самолете Р-5 в районе Бужарово 25.11.1941.

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 2

#5 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:06

Но самое интересное, что в документах разведывательного отдела 10-й танковой дивизии (Abt. 1c / 10.Pz.Div.) от 26.11.1941 имеется протокол допроса пленного летчика. Приводим  текст (если автор перевода сочтет нужным, то сам напишет в теме).

 

2.) Лейтенант Брискачов, Иван из Рязани, 21 авиаэскадрилья воздушной связи, был сбит  25.11 западнее Истры, экипаж самолёта состоял из двух человек. Он и его товарищ спрыгнули. Где остался второй, он не знает. Сам он был ранен и попал в плен. У них было задание установить, возвращаются  ли их войска в Истру и куда они отошли. 2 дня назад они прибыли 3 самолетами, тип Р-5, из Подольска в Москву. Они были устроены на временном аэродроме, примерно в 20 км к югу от  Москвы. Большого количества самолётов он там не видел. К какой части эти самолеты принадлежали, он не  знает. Настроения в части он характеризует, как очень разные, есть люди, которые еще хотят бороться, а есть, которые считают, что положение безвыходное. О настроениях в Москве он ничего не может сказать, так как он там не был

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 5

#6 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:09

Фамилия летчика – Briskatschow - явно была искажена. Кто же он – Иван Брискашов? Прискачёв? Вариантов множество… Обратившись к ресурсу ОБД-Мемориал, просматриваю все варианты гибели летчиков с датой 25.11.1941 (набрав в расширенном поиске «ав полк 25.11.1941»). На первом же листе нахожу нужный вариант – лейтенант БРЫЗГАЧЕВ Иван Григорьевич, 1918 г.р., из 606-го легко-бомбардировочного авиаполка (далее - ЛБАП) пропал без вести 25.11.1941 г. Кто был его напарник? Какова его судьба?

 

 

С помощью ОБД удалось определить 6 человек из 606 ЛБАП, не вернувшихся с боевого задания в этот день:

1. лейт. Брызгачев И.Г.;

2. лейт. Попков Д.Ф.;

3. мл. лейт. Трошков П.Ф.;

4. ст. лейт. Шаруда С.А.;

5. мл. лейт. Мензаде Х.А.;

6. лейт. Бабенко Г.Г. 

 

Фото пилотов Трошкова и Попкова (4й справа на групповом фото)  представлены ниже.

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой
  • Р-5 под Москвой

  • 3

#7 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:12

Лейтенант Бабенко значился в должности командира звена, а ст.лейт. Шаруда – штурман звена, следовательно, они были в одном экипаже. Лейт. Попков, как и лейт. Брызгачев, был летчиком-наблюдателем. Получается, что командиром искомого Р-5 могли быть только два человека: летчик Трошков или младший летчик Мензаде.

В картотеке учета офицерского состава ВВС ЦАМО РФ удалось выяснить, что лейтенант Трошков 25.11.1941 г. вылетел на боевое задание вместе со штурманом Попковым. Следовательно, самолет с немецкой фотографии вёл лейтенант Мензаде, не вернувшийся из боевого вылета 25 ноября 1941 года.

В политдонесении комиссара 606 ЛБП от 26.11.1941 так отражены особенности этого вылета:

 

«…Выполнялось боевое задание командующего Западным Фронтом 15 самолетами. Не вернулось – 6 самолетов (4 R-Z и 2 Р-5). Один подбитый сел в Ф[илево], летчик ст.лейт. Б[арин]. Не вернулись:

1. Летчик ст.лейт. Турыкин и штурман ст.лейт. Черунов. Самолет Р-5.

2. Летчик ст.лейт. Бабенко и штурман ст.лейт Шкаруда.

3. Летчик лейт. Трошков и штурман лейт. Попков

4. Летчик лейт. Панин и штурман ст. лейт. Ходак.

5. Летчик лейт. Мензаде и штурман лейт. Брызгачев.

6. Летчик лейт. Филин и штурман лейт. Шевцов.

Все самолеты пришли обледеневшие. (…) Особо отличились при выполнении боевого задания летчик лейт. Тимошенко и летчик мл.лейт. Кошельков, они с малых высот прямым попаданием уничтожили у Бужарово 10-12 танков и мешками зажгли скопления танков и войск противника. Все самолеты пришли пробитыми от 8 до 19 пробоин (…)»

 

Худус Айбарович Мензаде родился в дер. Тат[арский] Сарабуз под Симферополем в бедной семье крымских татар – крестьян. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. По гражданской профессии был актером. В родной деревне у него оставалась жена – Иванова Еп. [Ен.?] Еф. (так в документе). С декабря 1937-го зачислен курсантом в 1-ю военную школу летчиков в Севастополе. Через год, в декабре 1938-го, после присвоения звания младшего лейтенанта,  направлен в 3-ю авиа-эскадрилью 8 АБ АП Белорусского особого военного округа. Позже он переведен в 21-ю отдельную корпусную эскадрилью Западного военного округа (без указания даты). Последняя запись в его послужной карточке:  по спискам 606 ЛБАП не вернулся с боевого задания 25.11.1941. Мензаде Х.А. исключен из списков командного состава ВВС приказом №010 от 15.2.1942.

Его штурман, лейтенант Брызгачев, на допросе сказал, что они оба покинули самолет с парашютами. Никаких данных о пленении, о возвращении в часть лейтенанта Мензаде в личной карточке не отражено. Вероятно, он погиб уже на земле. Мы не можем сказать как именно – при попытке взять его в плен, при переходе к линии фронта – вариантов много… 

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 1

#8 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:29

Обстоятельства этого боевого вылета раскрываются в наградном листе младшего лейтенанта Павла Филипповича Трошкова, также сбитого зенитным огнем, но удачно вернувшегося в часть, спустя несколько дней. Вот строки из наградного листа (с соблюдением орфографии оригинала):

 

« … 25.11.1941 по специальному заданию командира 77 А.Д. (77 авиадивизии – примечание автора) летал днем на самолете Р-зет на разведку и бомбометание танковой колонны противника в районе г.Истра, Ново-Петровск. Выйдя точно на цель сбрасывает бомбы по колонне танков уничтожает 2 танка, поливает горючей жидкостью авто-колонну с вражеской техникой. Попадает в сильную зону ЗА и З.П. (зенитной артиллерии и зенитных пулеметов – примечание автора) где был выведен снарядом мотор и изрешечен самолет. Т. Трашков не теряя самообладания искусно сажает самолет на лес на территории временно занятой противником и спасает жизнь экипажу. В течении 3-х дней обходя войска противника выходят к своим войскам и возвращаются в свою часть, где немедленно приступает к еще более интенсивной борьбе с врагом… За боевую работу по уничтожению техники и живой силы противника, как мужественного и истенного патриота нашей родины представляю т. Трошкова к правительственной награде «Ордену Ленина»

 

 

На фото - зенитчики 10 PzDiv.

 

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 3

#9 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:34

Как видно из протокола допроса штурмана Брызгачёва, в ответах Иван Григорьевич сообщил врагу минимум информации – только то, что можно было узнать из его документов. Никаких данных о своей части, аэродроме базирования, своих командирах он не выдал.

Что известно о нём? Из картотеки офицерского состава ВВС КА в ЦАМО РФ узнаем, что Иван Григорьевич Брызгачёв родился 20 января 1914 года в дер. Степановка Ермишенского района Рязанской области в семье крестьян. В 1931 году вступил в ВЛКСМ, а в 1935-ом окончил сельхозтехникум в селе Богословское Ивановского района. Кандидат ВКП(б).  С 13.01.1937 – курсант 3-ей военной школы летчиков и лётнабов г. Оренбург. 6.11.1937 приказом ВВС № 038 ему присвоено звание старшины 14-го штурмового авиаполка 8 ШАБ г. Гомель, а 20 ноября 1938 – звание лейтенанта в том же полку, но переведенного в состав Белорусского особого военного округа. С 8 января 1940-го он служит младшим лётнабом в 38-й разведывательной авиаэскадрильи (АЭ), а менее чем через месяц, 4.2.1940 уже числится в списках 21-й корпусной АЭ.

25 ноября 1941 – не вернулся с боевого задания. Есть и еще одна запись – «находится на проверке после освобождения из плена – ноябрь 1945». Имеется карточка военнопленного, где кроме ФИО, года и места рождения, указаны дата и место пленения – 20.2.1945 г. под Либавой, наименование части – 28 отд. штурм. бригада. Освободили Ивана Григорьевича из сборного лагеря для пленных Stalag XIIIa в Зальцбах-Розенберге (Бавария) союзники-американцы. До 20 ноября 1945 года проводилась спецпроверка после плена, после чего штурман звена лейтенант Брызгачев демобилизован по месту жительства.

 

В то же время в Книге Памяти Рязанской области отмечено, что лейтенант Брызгачев Иван Григорьевич, 28 ОШСБ, погиб 20.02.1945г., место захоронения – Литовская ССР. В этих данных, частично совпадающих по  дате и месту выбытия с «карточкой военнопленного», ошибка в причине выбытия – Иван Григорьевич был пленен, а не погиб и похоронен в Литве.

Вероятно, Иван Григорьевич был освобожден или смог бежать из плена, продолжил воевать с врагом. Судьба распорядилась так, что в последние месяцы войны он был пленён вторично, прошёл концлагерь, проверки в учреждениях НКВД. Простая и героическая судьба «воздушного рабочего войны». К счастью, пройдя всю войну с начала до конца, он смог вернулся к семье. Судьба его командира и напарника, лейтенанта Мензаде, оборвалась в этом вылете прыжком с парашютом. Кто знает, может быть, когда-нибудь поисковикам под Истрой попадутся останки с пряжками и карабинами парашютной системы. 

Прикрепленные изображения

  • Р-5 под Москвой

  • 19

#10 Kuzja

Kuzja

    Генерал-лейтенант

  • Пользователи
  • 6 684 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Саратов
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 14:49

7,62, очень трогательная история, очень кропотливая работа ! Вам и Вашему коллеге респект !


  • 0

#11 linnet

linnet

    Ротмистр

  • Пользователи
  • 2 089 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Москва
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 15:28

Сергей, нашел на форумах, что 28 ОШСБ - это 28 отдельный штрафной стрелковый батальон, 3.2.1945-4.5.1945. Туда направлялись офицеры бывшие длительное время на оккупированной территории (или в плену?).

Припоминаю, что много пленных летчиков освободили в 1944 году в Прибалтике. Видимо, после проверки отправили.

У меня есть записи по бывшим пленным летчикам, которые в конце войны были направлены во 2 ВА, побывав до этого  в 24 ошсб.


  • 1

#12 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 16:07

7,62, очень трогательная история, очень кропотливая работа ! Вам и Вашему коллеге респект !

 

Олег, спасибо за добрые слова.

Чуть позже расскажу как нашли родню обоих летчиков, там тоже непросто всё...


  • 0

#13 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 16:09

Сергей, нашел на форумах, что 28 ОШСБ - это 28 отдельный штрафной стрелковый батальон, 3.2.1945-4.5.1945. Туда направлялись офицеры бывшие длительное время на оккупированной территории (или в плену?).

Припоминаю, что много пленных летчиков освободили в 1944 году в Прибалтике. Видимо, после проверки отправили.

У меня есть записи по бывшим пленным летчикам, которые в конце войны были направлены во 2 ВА, побывав до этого  в 24 ошсб.

 

Борис, т.е. 28 ОШСБ не было именно для летчиков, но летчиков в нем было много.

Верно тебя понял?


  • 0

#14 Battleclown

Battleclown

    Генерал-лейтенант

  • Пользователи
  • 6 626 сообщений
  • На форуме: c 2007 г.
  • Город:Москва
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 16:16

Серёга, рад тебя здесь читать! И по странному стечению обстоятельсть хотел тебе именно сегодня пару фоток подписухи, И! Выписку из архива о падении именно Р-5. Вот как бывает! 

ЗЫ Летчики живы, место другое


  • 1

#15 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 16:31

Серёга, рад тебя здесь читать! И по странному стечению обстоятельсть хотел тебе именно сегодня пару фоток подписухи, И! Выписку из архива о падении именно Р-5. Вот как бывает! 

ЗЫ Летчики живы, место другое

 

Привет-привет!

Что-то давненько не заходил...

Еще один Р-5 мы отработали в Подмосковье, благодаря одному из форумчан. Номера нашли. Предположительно, это экипаж однополчан самолета из данной темы, т.е. 606 ЛБАП. Но доказательств версии уже 2 года не могу добиться - политдонесения перестали выдавать исследователям в ЦАМО, а в других документах полкового/дивизионного уровня не то что номеров, даже ФИО экипажей зачастую не указаны...

Так что присылай свою "наводку" - будем думать :)


  • 1

#16 Алекс21

Алекс21

    Подпрапорщик

  • Пользователи
  • 791 сообщений
  • На форуме: c 2013 г.
  • Город:Приморский
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 18:47

Сергей, молодец! Очень интересно было читать.

Готовая глава в твою книжку! :1_010:


  • 1

#17 linnet

linnet

    Ротмистр

  • Пользователи
  • 2 089 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Москва
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 19:37

 

Сергей, нашел на форумах, что 28 ОШСБ - это 28 отдельный штрафной стрелковый батальон, 3.2.1945-4.5.1945. Туда направлялись офицеры бывшие длительное время на оккупированной территории (или в плену?).

Припоминаю, что много пленных летчиков освободили в 1944 году в Прибалтике. Видимо, после проверки отправили.

У меня есть записи по бывшим пленным летчикам, которые в конце войны были направлены во 2 ВА, побывав до этого  в 24 ошсб.

 

Борис, т.е. 28 ОШСБ не было именно для летчиков, но летчиков в нем было много.

Верно тебя понял?

 

Пытался найти летчиков среди  погибших и в списке награжденных в феврале 1945. В основном лейтенанты из пехоты, попавшие в плен в 1941-42 гг.


  • 1

#18 Жека

Жека

    Генерал от инфантерии

  • Пользователи
  • 7 400 сообщений
  • На форуме: c 2007 г.
  • Город:Краснодар
  • Россия

Отправлено дек 15 2016 21:12

Сергей, молодец!
Уже читал эту статью ранее и перечитал еще раз с удовольствием.
  • 1

#19 Vall5

Vall5

    Старший унтер-офицер

  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • На форуме: c 2008 г.
  • Город:герой
  • СССР, Южный Судан

Отправлено дек 15 2016 23:12

"если автор перевода сочтет нужным, то сам напишет в теме" :) :) :)

Серёга, привет.

Чуть дополню об этом Р-5 из "История 69 полка" (69SR входил в 10 Pz.Div.):

"С рёвом несколько раз проносятся русские бипланы, сбрасывая кассетные бомбы, пока, наконец, зенитка не сбивает одну из этих уродливых птиц. Два человека с парашютами сваливаются на немецкие позиции, машина падает между домами деревни".


  • 2

#20 7.62

7.62

    Ефрейтор

  • Пользователи
  • 199 сообщений
  • На форуме: c 2005 г.
  • Город:Moskau
  • Россия

Отправлено дек 16 2016 11:19

"если автор перевода сочтет нужным, то сам напишет в теме" :) :) :)

Серёга, привет.

Чуть дополню об этом Р-5 из "История 69 полка" (69SR входил в 10 Pz.Div.):

"С рёвом несколько раз проносятся русские бипланы, сбрасывая кассетные бомбы, пока, наконец, зенитка не сбивает одну из этих уродливых птиц. Два человека с парашютами сваливаются на немецкие позиции, машина падает между домами деревни".

 

Валера, еще раз спасибо тебе, что инициировал это исследование.

Но если пехота пишет про два парашюта и Брызгачева пленили, то куда же пропал Мензаде?..


  • 2

#21 Vall5

Vall5

    Старший унтер-офицер

  • Пользователи
  • 511 сообщений
  • На форуме: c 2008 г.
  • Город:герой
  • СССР, Южный Судан

Отправлено дек 16 2016 11:40

Серёга, привет.

Видимо оказал сопротивление.... И не стоит забывать, что протокол - это документ разведотдела, а книга - это обобщение документов и воспоминаний очевидцев. Брызгачёва доставили в штаб (появился документ, протокол допроса), а Мензаде скорее всего застрелили и всё. Остались только воспоминания очевидцев, что выпрыгнуло два лётчика прям на немецкие позиции, о чём и упомянул автор. Будем надеяться, что когда нибудь о судьбе  командира Р-5 будет известно.


  • 4

#22 polk1818

polk1818

    Ефрейтор

  • Член клуба форума
  • Состоит в клубе 3 года 2 месяца
  • 83 сообщений
  • На форуме: c 2007 г.
  • Город:Москва
  • Россия

Отправлено дек 16 2016 13:05

Серега, прочитал с огромным интересом!
Спасибо!
  • 0

#23 Мелодия

Мелодия

    Подпрапорщик

  • Пользователи
  • 819 сообщений
  • На форуме: c 2016 г.
  • Город:Мо
  • Россия

Отправлено дек 16 2016 13:20

Спасибо, интересно.
  • 0

#24 субар

субар
  • Пользователи
  • 2 сообщений
  • На форуме: c 2018 г.
  • Город:Истра
  • Россия

Отправлено сен 25 2018 17:36

Доброго дня, уважаемые форумчане.

75 лет назад в воздушном бою битвы под Москвой произошла история, которой мы заинтересовались и и восстановили ход событий. Полагаю, она будет интересна поисковому сообществу.

 

История одной фотографии, или на Западном фронте без перемен

 

 

Все началось с фотографии, которую мне прислал коллега, один из форумчан, интересующийся военной историей. Снимок из фотоальбома 10-й танковой дивизии Вермахта, которая наступала на московском направлении осенью-зимой 1941-го. На фото – разбитый многоцелевой биплан Р-5 со звездой, лежащий на ледяной глади, а позади, на косогоре, церквушка с колокольней.

Передняя часть самолета с двигателем находились подо льдом, а значит, и экипаж мог там остаться. Главное, было подписано название деревни – Бужарово, расположенное недалеко от Истры. Части 10-й танковой дивизии заняли деревню утром 26-го ноября 1941, оставив её с боями спустя 23 дня – 17-го декабря под напором 49 отдельной стрелковой бригады и  18 стрелковой дивизии народного ополчения. Снимок был сделан в эти три недели.


  • 1

#25 субар

субар
  • Пользователи
  • 2 сообщений
  • На форуме: c 2018 г.
  • Город:Истра
  • Россия

Отправлено сен 25 2018 17:46

 

"если автор перевода сочтет нужным, то сам напишет в теме" :) :) :)

Серёга, привет.

Чуть дополню об этом Р-5 из "История 69 полка" (69SR входил в 10 Pz.Div.):

"С рёвом несколько раз проносятся русские бипланы, сбрасывая кассетные бомбы, пока, наконец, зенитка не сбивает одну из этих уродливых птиц. Два человека с парашютами сваливаются на немецкие позиции, машина падает между домами деревни".

 

Валера, еще раз спасибо тебе, что инициировал это исследование.

Но если пехота пишет про два парашюта и Брызгачева пленили, то куда же пропал Мензаде?..

 

День добрый ! Хотела познакомиться с поисковиками и сказать большое спасибо за раскрытии подвигов летчиков Брызгачева И.Г. и Мензаде Х.А. Пригласить на мероприятие "Память сердца стучит сквозь года" .В последние годы проходит активная работа по гражданско-патриотическому направлению. Будем рады вам! Отзовитесь !


  • 1

#26 Администратор форума

Администратор форума

    Тех. поддержка пользователей - forum@ww2.ru

  • Администрация форума
  • 7 102 сообщений
  • На форуме: c 2004 г.
  • Город:Москва
  • Российская Империя

Отправлено сен 26 2018 16:20

Не первая история, как по немецким фотоальбомам находили места гибели людей или технику. спасибо за историю - очень впечатлила! 


  • 3



Темы с аналогичным тегами самолет Р-5, Москва, пилот, место падения, Истра

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей



Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Форум антиквариата и военной истории © 2002-2020